Самооценка подростков: особенности и факторы влияния

Что Такое Самооценка?

Самоуважение – это то, как мы ценим и воспринимаем себя и свои возможности. Низкая самооценка заставляет нас сомневаться и недооценивать свои способности и убеждения, а также заставляет нас думать о себе негативно.

Важность ее в подростковом возрасте

Самооценка подростков: особенности и факторы влияния

Самооценка в подростковом возрасте влияет на жизнь и решения подростка, его отношения и академические достижения. Поэтому низкая самооценка может привести подростков к рискованному поведению, среди которых: употребление наркотиков, насилие, расстройства питания, ранние сексуальные привычки. (Кстати советуем прочитать, по каким признакам определить употребляет ли подросток наркотики? )

Вторая крайность — завышенная самооценка также нежелательна, так как ведет к тому, что подросток станет высокомерным, эгоистичным, равнодушным к мнению других, а в конечном итоге одиноким. Ниже вы найдете описание признаков трех типов самооценки. Подросток с нормальной, адекватной самооценкой сможет:

  • действовать независимо
  • не бояться ответственности
  • осуществлять поставленные цели и решать новые задачи
  • гордиться тем чего достиг
  • правильно реагировать на положительные либо отрицательные эмоции
  • терпеть разочарование
  • предлагать помощь другим

С другой стороны, подросток, имеющий низкую самооценку, будет:

  • избегать новых отношений, дел, целей
  • чувствовать себя нежеланным и ни кем нелюбимым
  • в собственных недостатках станет обвинять других
  • чувствовать себя эмоционально равнодушным или будет притворяться таковым
  • быть неспособным терпеть какие-либо разочарования
  • подавлять собственные таланты и способности
  • легко поддаваться влиянию других

Теперь рассмотрим, по каким признакам можно распознать самооценку подростка.

Как и когда формируется

В раннем возрасте малыш действует необдуманно, не прогнозируя результатов своих действий, лишь под влиянием сиюминутного желания.

На этом этапе родители начинают формировать будущую самооценку с помощью ограничивающих фраз: «Ай!», «Нельзя», «Больно» и демонстрируют ребенку возможные последствия.

Постепенно возникает целенаправленность, зависимость от ситуации. Ребенок начинает выполнять более сложные словесные инструкции и получает за это поощрение или наказание.

«Ты самая красивая на свете»

Дошколятам такие фразы приходится слышать нередко – сегодня модно взращивать лидеров и внушать неотразимость бизнес–малышам, не видящим преград перед собой. В психологии это называется аффирмация – установка, которая влияет на последующее поведение.

Но все хорошо в меру. Знакомство с неудачами лучше организовать в раннем возрасте, чем лечить чадо от неврозов, когда возникнут первые подростковые трудности в общении и достижениях.

Вы чаще критикуете или хвалите своего ребенка?

  • Больше критикую, чем хвалю
  • Хвалю и критикую примерно поровну
  • Больше хвалю, чем критикую

Начальные классы – период, когда на самооценку в большей степени влияют успехи в учебе. Первый учитель – самый авторитетный старший в жизни младшего школьника, и важно выбирать современного педагога, который развивает таланты, помогает в становлении лучших личностных качеств.

Родителям следует избегать критики и конфликтов на почве успеваемости, терпеливо помогать зубрить таблицу умножения и решать задачи про поезда.

Самооценка подростка часто зависит от мнения сверстников. Ведущая деятельность в этом возрасте – общение и познание всех граней социальной жизни взрослого. Каждый день подростка – это соревнование во взрослости, учеба отходит на второй план. Девочки зацикливаются на внешности, мальчики – на физической силе.

Детям подросткового возраста сложно адекватно оценивать себя, потому что уверенное ощущение взрослости конфликтует с недостаточным жизненным опытом. Результат этого конфликта – тревожность, неуверенность в себе, колебания самооценки, снижение школьной успеваемости.

Чтобы поднять самооценку подростку, необходимо всеми силами сохранять контакт с ребенком, объясняя ограничения внешними факторами: «Ты еще несовершеннолетний, нужно подрасти и набраться опыта». Учить отрока рефлексии, анализу ситуаций и доверию к старшим.

Влияние школы и учителей на самооценку подростка

samoocenka v podrostkovom vozraste

Для российских школ психологии вопросы воздействия оценки преподавателя на уровень самооценки ребенка были рассмотрены Б. Г. Ананьевым. Он говорит о двух первичных функциях: ориентирующую (влияние педагога на интеллектуальную сферу) и стимулирующую (влияние на аффективно-волевую сферу). Сумма же выше приведённых форм воздействия определяет самооценку ребенка и оценку подростком собственных особенностей.

Влияние учителя сказывается также на формирующихся взаимоотношениях детей в коллективе, оценку ими друг друга, что находит выражение в популярности и репутации подростка.

Основываясь на достижениях современной психологии, можно сказать, что существует определенная взаимосвязь между успеваемостью детей в школе и совокупностью их представлениями о собственных способностях. Учебные достижения, оценки преподавателей сами по себе влияют на уровень самооценки, так как успехи в получении образования становятся в настоящей системе образования одним из узловых показателей веса человека в обществе. При беспрерывном воздействии оценки возможно изменение системы представлений подростка о себе и своих способностях. Не редко они обретают весьма негативный окрас, самооценка человека снижается и превалирующей стороной его деятельности остается лишь достижение успехов в учебе.

В свою очередь уровень самооценки имеет влияние на успехи молодого человека в обучении через такие механизмы как: механизм ожидания, механизм притязания, механизм мотивации и механизм самоуверенности. Дети, с низкой самооценкой, что не предполагает позитивных достижений, как правило реализуют свои негативные представления о собственных способностях и учатся заметно хуже. С другой стороны, подросток, самооценка которого заметно выше и представления о своих способностях несут у него позитивный оттенок, имеет тенденцию к получению более высоких достижений в учёбе.

Исследование А. И. Липкиной изначально нацелено на выделение ряда связей воздействия самооценки ребенка и его успехов в учёбе. Автор сделала справедливое предположение, что в базе рычага воздействия самооценки на плодотворность активности в учебе молодого человека находятся эмоциональные факторы.

Если взглянуть на результаты последних исследований, то можно сделать справедливый умозаключение, что самооценка подростков несет определенное воздействие как на эффективность интеллектуальной деятельности, так и на скорость ее выполнения, когда в ситуацию вмешиваются эмоциональные факторы.

Подростки с уровнем самооценки ниже среднего куда меньше способны к эффективной деятельности, находясь в условиях волнений, чем большинство их сверстников с самооценкой в пределах разумной нормы. Время, что требуется на выполнение заданий у детей с самооценкой ниже среднего, как показывает практика, заметно больше. Данную закономерность Липкина поясняет худшим уровнем привыкания к новому обществу подростков низкой самооценкой среднего в эмоциогенной среде, что приводит к появлению эмоционального напряжения. Это опять же отрицательно откликается на качестве и времени выполнения заданий.

Воздействие родителей на самооценку ребенка

vliqnie roditelej na samootsenku podrostka

Влияние родителей на самооценку:

Исследования многих специалистов демонстрируют нам постепенное снижение роли семьи и все большее воздействие мнения ровесников.

Весьма своеобразным моментом в подростковом возрасте становится склонность индивида к рефлексии мнения родителей скорой дистанцировке от него.

Вырабатывается система взглядов самого подростка, появляется свое понимание точки зрения родителей. Идея данной дистанцировки сводится к тому, что оценка родителей становится для ребенка одной из возможных точек зрения среди многих, авторитет родительского мнения падает.

Однако, пока еще рано говорить о полном неприятии мнения родителей. Задавая вопрос «где вы чувствуете наибольшую защищенность?» ответ «в семье» попадался исследователям достаточно часто, приходится признать паритет с ответом «среди друзей».

Беря за основу работы Розенберга, Куперсмита и Бахмана, В. Н. Куницына нашла меру воздействия родительского контроля и внутрисемейных отношений на уровень самооценки ребенка.

Резюмируя свое исследование, Куницына заключила, что оба фактора в целом несут положительное влияние на уровень самооценки подростка, также можно суммировать их в совокупность заинтересованности родителей в ребенке.

Другие исследователи приводят выводы, что роль семейной поддержки так же, как понимание подростка и его стремлений, интересов и так далее родителями благоприятно воздействуют на самооценку ребенка в целом. Достижения в учёбе и прочие связанные с учителями моменты имеют вес лишь для оценки ребенком своих способностей.

Исследователи отмечают, что чуткое отношение родителей к ребенку становится узловым условием определения и будущего развития нормальной самооценки подростка. С другой стороны, негативное отношение отца и матери к ребенку приводит к обратному эффекту. Дети все чаще фокусируются на собственных провалах, остерегаются риска, всячески бегут от соревнований. Кроме того, им становятся присущи агрессивность и довольно высокий уровень тревожности.

За исключением влияния родительской оценки все большее место занимает на определение самоотношения, как полагает И. Н. Малиновский, имеет стиль общения внутри семьи. Можно выделить два стиля:

  1. Симметричный стиль предполагает взаимодействия членов семьи, что основаны преимущественно на равных началах. Данный стиль общения способствует к появлению у ребенка собственных критериев самооценки, так как самооценка детей зиждется не только на уважении его матерью и отцом, но и на оценках его деятельности.
  2. Ассиметричный стиль общения предполагает ограниченное участие ребенка в деле принятия решений, что приводит к созданию у него негативного образа Я в дальнейшем.

Итак, влияние семьи и отношений с родителями достаточно сильно влияет на складывание самооценки подростков. Вместе с этим нам необходимо помнить, что самоотношение складывается на внутрисемейных отношениях в целом, нам нельзя говорить о какой-то односторонней связи родитель-ребенок, стоит учитывать и реакцию детей на родителей.

Завышенная самооценка в подростковом возрасте, как распознать

  • Подростки с завышенной самооценкой думают, что им все под силу. Никто другой что-то лучше их не сделает.
  • Считают, что всегда правы и никогда не ошибаются.
  • Из-за самоуверенности не видят рисков в своих действиях.
  • Считают, что все люди их любят и зависят от них.
  • Быстро впадают в крайности и скандалят, если что-то не, по их мнению.
  • С ними трудно по-настоящему дружить, так как «они типичные ноу-хау».
  • Им свойственно проявлять нарциссизм.
  • Считают себя чрезвычайно привлекательными (и не обязательно в физическом аспекте).
  • О себе думают как о самых интересных людях, с которыми другим обязательно будет интересно.
  • Считают, что всех во всем превосходят.
  • Уверены, что воздействуют на всех кто их знает положительно.
  • Им нравится, когда их хвалят.
  • Считают, что все люди обязаны любить их и доказывать свою любовь.
  • Уверены что для других людей они самые лучшие друзья.
  • Их самомнение твердит им, что они никогда не ошибаются. При этом безжалостно нападают на тех, кто допускает ошибки, а затем могут сменить гнев на снисходительную милость.
  • Они себе всегда нравятся, считая, что их вкус во всем безупречен, особенно в манере одеваться.
  • Уверенны, что заслуживают большего, чем другие.
  • Хотят иметь лучшее в одежде, духах и материальных объектах.
  • В целом очень эгоистичные люди.

Что вызывает заниженную самооценку у подростков?

подросток

У вашего подростка может развиться заниженная самооценка из-за ряда событий, происходящих в его жизни. Некоторые из них:

  1. Нарушения в семейной жизни
  2. Стиль воспитания
  3. Трудности в школьной работе
  4. Проблемы с весом
  5. Издевательства в школе
  6. Отсутствие друзей
  7. Неспособность «вписаться» в других
  8. Эмоциональная или социальная дискриминация
  9. Медицинские проблемы

В любом случае ваш подросток может винить себя в ситуации и думать, что это их вина.

Как узнать, что у вашего подростка низкая самооценка?

Если вы заметили у своего подростка несколько или более из следующих признаков, вероятно, у него низкая самооценка.

  • Проявление эмоционального безразличия
  • Склонность избегать нового или нового опыта
  • Сложность в общении со сверстниками и друзьями
  • Низкий уровень мотивации и энтузиазма
  • Постоянный страх затруднений или неудач
  • Высокий уровень разочарования
  • Отрицательный разговор с самим собой
  • Проблема с новыми друзьями

Если у вашего подростка низкая самооценка, он может избегать ситуаций с риском неудачи. В крайних случаях низкая самооценка может привести к долговременным проблемам.

Долгосрочные последствия низкой самооценки у подростка

Низкая самооценка не всегда приводит к чему-то вредному или плохому для подростка, особенно если вы вовремя определите и решите эту проблему. В некоторых случаях это может привести к долгосрочным последствиям, в том числе:

  • Проблемы с тревогой
  • Панические атаки
  • Проблемы в отношениях
  • Проблемы с изображением тела
  • Зависимость от алкоголя или наркотиков для улучшения самочувствия
  • Депрессия

Всего этого можно избежать, приложив некоторые усилия со стороны родителей и ребенка.

Характеристика подростков с адекватной самооценкой

  • Они знают, что другие могут делать что-то лучше их. Но понимают, что и сами могут достичь хороших результатов, если постараются.
  • Умеют высказывать перед другими свое мнение.
  • Не боятся разговаривать с другими людьми, даже старше себя.
  • Умеют правильно выражать свои эмоции перед другими людьми.
  • Стараются участвовать в мероприятиях, которые проводятся в их учебном центре.
  • Им нравятся вызовы, и они не боятся их.
  • Когда нужно они не бояться и не стесняются просить о помощи и поддержке.
  • Они заинтересованы во благе других. С готовностью им помогают и без негативной критики сотрудничают с ними.
  • Они довольны собой, но без самовлюбленности.
  • Это творческие и оригинальные люди, которым интересно ставить себе вызовы, берясь за новые дела или задачи. Им нравится учиться новым видам деятельности и участвовать в них.
  • Изо всех сил пытаются добиться того, чего хотят.
  • Наслаждаются забавными вещами в жизни, как своими, так и чужими. Они счастливы, когда другие в чем-то преуспевают.
  • Разделяют свои чувства с другими людьми.
  • Умеют быть организованными.
  • Не бояться спрашивать у других то, чего сами не знают.
  • Не боятся признавать свои ошибки, когда ошибаются.
  • Им не нравится, когда их превозносят, хотя это не мешает им работать над своими качествами.
  • Они знают свои сильные или слабые стороны и пытаются преодолеть свои недостатки.
  • Готовы нести ответственность за свои действия.

Можно избежать огромного количества проблем, беседуя с подростками. Очень важно не только слушать, но и слышать их. Подростку очень важно слышать похвалу, главное не переусердствовать – иначе у него разовьется высокое самомнение. С другой стороны, если подросток лишен внимания родителей — его самомнение будет занижено. Первый и второй случай — не хороши, тут нужно придерживаться золотой середины, дабы не впадать в крайности. Поэтому любовь и забота родителей должна подкрепляться словами и действиями.

Нам очень интересно ваше мнение о том, как повысить самооценку подростку. Поэтому просим поделиться им в комментариях ниже. Возможно, именно ваш совет или наблюдение станут той отправной точкой, способной поднять чью-то самооценку.

Как определить самооценку дошкольника

Диагностика самооценки помогает определить проблемы развития личности, самопознания детей старшего дошкольного возраста. Вовремя обнаруженные отклонения оценки от нормы легко корректируются. Методика «Лесенка» является известным способом диагностики типа самооценки дошкольника. Тест помогает выявить отношение к себе, а также определить, как, по его мнению, его оценивают окружающие. Такое тестирование вполне доступно и родителям. Его можно провести в игровой форме.

Для проведения теста потребуется лист бумаги, нарисованная лестница из семи ступеней, фигурка мальчика или девочки, карандаш. Нужно попросить детей расположить фигурку напротив той ступеньки, которую захотят выбрать. Ребятам нужно озвучить следующие условия:

  • первая ступенька — самые лучшие ребята;
  • вторую заняли хорошие ребята;
  • третью ни плохие, ни хорошие;
  • четвертую – больше плохие, чем хорошие;
  • пятую – плохие;
  • шестую – очень плохие;
  • седьмую заняли худшие ребята.

Тест на самооценку

Выбранная ступенька будет являться показателем самооценки.

Интерпретация результатов теста:

  1. первую — вторую ступеньку выбирают дети, обладающие завышенной самооценкой;
  2. третья ступенька говорит об адекватной самооценке;
  3. четвертая — шестая показывают заниженную оценку;
  4. седьмая — крайне заниженную.

Результаты методики помогают раскрыть детские внутренние проблемы, провести коррекцию самооценки, развить умение правильно оценивать собственную личность.

Как помочь ребёнку стать уверенным в себе

Учебные нагрузки, психологические сложности взросления и переходный возраст могут негативно сказываться на самооценке, поэтому родителей часто беспокоит вопрос, как подростку стать уверенным в себе, как они могут помочь ему в этом.

Вот несколько советов, которые вам помогут:

  1. Демонстрируйте ребёнку вашу любовь как можно чаще, пусть он знает, что дома у него есть надёжный тыл, где его любят и принимают таким, какой он есть.
  2. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, не ставьте их в пример. Это только травмирует его, но никак не поможет стать лучше и поверить в себя.
  3. Не ругайте его за ошибки, наоборот, научите принимать их как нормальную часть обучения и жизни.

Уверенность ребёнка в себе и своих силах — это забота родителей, постарайтесь привить ему эти качества. Так вы поможете своему сыну или дочке вырасти успешным и счастливым человеком.

Упражнения для повышения самооценки

Как повысить самооценку ребенку? Простые и действенные на практике упражнения помогут воспитать решительного человека с лидерскими качествами.

  • Игра «Копилка успеха». Суть: нужно взять коробку и оформить вместе с ребенком, так как ему нравиться. В нее он будет складывать свои маленькие достижения, которые можно написать на бумаге: «красиво продекламировал стих», «выполнил контрольную по языку на пять, хотя боялся» и т. д. Повышать уверенность будет значительное прибавление веса коробки. Такая игра может использоваться впоследствии для повышения веры в свои силы.
  • Игра «Заверши предложение» — для проведения понадобится мяч. Правила этой игры гласят, что необходимо ребенку бросать мяч с началом фраз: «Я могу…», «Я умею…», «Я научусь…» и подобные, а ребенок каждый раз завершает предложение и бросает мяч обратно. Эта игра помогает осознать, кем он есть, и чего хочет добиться. Всякий раз, бросая мяч лучше повторять начало предложения несколько раз, так малыш осознает, что он когда-то этого не умел, но смог научиться.

Самооценка подростков: особенности и факторы влияния«Звезда квартиры»

  • Игра «Звезда квартиры». Для нее необходимо изготовить стенд (лист бумаги) в центре с нарисованным цветком с лепестками, либо солнце с лучами. Посередине наклеить фотографию ребенка. В течение обусловленного времени (1-2 недели) на лепестках взрослые и дети будут записывать положительные качества и достижения. Сами взрослые смогут увеличить авторитет ребенка. В конце плакат снимают и отдают ему самому.

Следить и поднимать самооценку детей нужно не одноразово, а постоянно. Адекватная оценка себя — основа успешного человека, его карьеры, семейного благополучия и счастья. Доверие, взаимопонимание и дружеские отношения — залог успеха воспитания уверенного в себе деятеля.

Важные советы родителям

Универсальной памятки по налаживанию отношений с детьми, конечно, не существует. Уж очень индивидуальны современные семьи. Важное понятие для формирования правильной родительской позиции – счастье.

Счастье в психологическим смысле – это ощущение гармонии между собой, своим внутренним миром и окружающей средой.

И следует помнить, что счастье для ребенка не всегда складывается из кирпичиков, подкинутых родителями. Дети имеют право вносить в свою жизнь тот строительный материал, который для них комфортен именно сейчас.

Счастливый ребенок сохраняет контакт с родителями и считает их одним из компонентов своего счастья. Добиться этого силой или принуждением невозможно.

Не пытайтесь также откупиться дорогими подарками или выходными. Мама и папа нужны ребенку каждый день!

  1. Важно, чтобы отец делал объективные комплименты дочке о ее внешности, а мать поддерживала сына в спортивных достижениях. Оба родителя остаются лучшими друзьями по отношению к ребенку.
  2. Секретничайте с детьми на кухне, но взаимодействуйте между собой, не стремитесь гнуть каждый свою линию. Если мама и папа действуют в одном направлении, укреплять отношения с детьми легче.
  3. Не стоит придавать большое значение психологическим нормам, если ребенок чувствует себя комфортно, пребывает в позитивном настроении, эмоционально стабилен и не склонен к конфликтам. Коррекция самооценки при небольших отклонениях от возрастной нормы не всегда необходима.
  4. Умейте признавать свою слабость и вовремя обращаться к специалистам. Консультация семейного психолога может за пару часов расставить по местам причины всех ваших родительских неудач.
  5. Взаимодействуйте со школьными педагогами, интересуйтесь результатами плановых психодиагностических исследований. Просите дать рекомендации. Успешный родитель должен быть открыт для информации и опыта, не бояться приобретать новые модели поведения и заниматься самовоспитанием.
  6. В конце концов, изучайте педагогический опыт в интернете. Смотрите документальные телешоу о психологах и нянях. Начать можно с программы доктора Комаровского о том, как поднять ребенку самооценку.

Как ни странно, чтобы воспитать ребенка уверенным в себе, достаточно быть любящим и внимательным родителем. Общаться, проводить время вместе, вовремя отмечать изменения в поведении чада, помогать ему вернуться на позитивный путь развития, поддерживать его увлечения и положительно оценивать достижения.

Меры предосторожности

Счастливые дети

Чтоб не пришлось задумываться над вопросом, как помочь ребенку повысить самооценку, нужно заранее позаботиться о ее нормальном формировании.

  1. Никогда не проводите сравнения. Недопустимо сравнивать своего ребенка с соседским малышом или даже с родным братом или сестрой. Важно понимать, что каждый карапуз имеет свои индивидуальные особенности. Если в данный момент ему не удается то, что уже умеют его ровесники – это не показатель отставания в развитии или проблем со здоровьем, всему свое время.
  2. Не стоит избавлять ребенка от повседневных дел, но и перегружать малыша недопустимо. Идеально, если Вы будете ставить перед ним задачи, выполнение которых будет ему под силу. Он уже сейчас должен привыкать к ответственности.
  3. Хвалите своего сына или дочь, но только за реальные успехи. Лестные речи приведут к завышению самооценки. У ребенка не сформируется взаимосвязь между тем, за что его ценят по достоинству, он восхищение его делами будет принимать, как должное, начнет считать себя лучше других.
  4. Если прибегаете к наказаниям, объясняйте малышу, чем он провинился, почему именно таким способом Вы решили его наказать, как впредь вести себя правильно.
  5. На личном примере демонстрируйте, как нужно встречать неудачи в своей жизни. Что-то не получилось, не нужно опускать руки, находясь рядом с чадом, произнесите вслух, что в следующий раз обязательно все получится.
  6. Если у ребенка появляются какие-то идеи, какими бы бессмысленными они Вам не казались, поощряйте его, не ломайте веру в успех задуманного дела. А если малышу все же не удастся осуществить свою идею, поддержите его.
  7. Важно социализировать ребенка. Общение – залог нормального развития, в том числе и становления адекватной самооценки.
  8. Не критикуйте своего малыша, даже мысленно не думайте, что он плохой.
  9. Уважайте своего ребенка и его выбор.

Важно знать, как повысить самооценку ребенку, что для этого необходимо сделать. Родители должны понимать, к каким трудностям в повседневной жизни и в будущем приведет неуверенность в себе, сформировавшаяся на сегодняшний день у их дочери или сына. Не пускайте на самотек заниженную самооценку у своего чада, повышайте его веру в себя, в свои силы, свой успех. Если самостоятельно справиться не удается, не бойтесь обращаться за помощью к опытному психологу, который сумеет повысить самооценку, прибегнув к особым упражнениям и практикам.

Источники

  • https://mentalar.ru/17-zanyatij-po-povysheniyu-samoocenki-u-podrostkov/
  • https://semyadeti.ru/kak-povysit-samoocenku-podrostku.htm1
  • https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/kak_povisit_samootsenku_rebenku.html
  • https://maminsayt.ru/vospitanie/vospitanie-podrostkov/samootsenka-podrostkov-osobennosti-i-faktory-vliyaniya.html
  • https://myintelligentkids.com/kak-povysit-samoocenku-rebenka
  • https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-stat-uverennym-v-sebe
  • https://vospitanie.guru/vos/kak-povysit-samoocenku-rebenku
  • https://psycho4you.ru/lichnost/detskaya/rebenku-povysit-samootsenku

[свернуть]

Читайте также:

Яндекс.Метрика